Оленина для своих

Фильтры

Регион

Новости

Оленина для своих

В Мурманской области началась кампания по заготовке оленины, и впервые за многие годы большая часть мяса, произведенного на Кольском полуострове, будет реализована внутри региона. Так, во всяком случае, заявляют в областном правительстве. Если раньше 85% оленины уходило на экспорт, то в 2010 году, по расчетам чиновников, 120 тонн из 140 заготовленных продадут в местных магазинах. Причем по цене, сопоставимой с ценами на свинину и говядину.
Саамский тренд

Хотя оленеводство формально считается традиционным занятием коренных жителей Кольского полуострова – саамов, фактически оно таковым не является. Сюда его привнесли переселившиеся в Заполярье в середине XIX века коми-ижемцы. И только в советские годы саамы стали в основном оленеводами. Примечательно, что способ ведения хозяйства на Кольском Севере существенно отличается от оленеводства на Ямале или в Финляндии и Скандинавии. На Ямале добывают дикого оленя, который свободно пасется в тундре, а в странах Скандинавии оленей разводят как домашних животных – на фермах. В Мурманской же области олень считается одомашненным. Специалисты проводят селекцию животных, вакцинацию и другие ветеринарные процедуры. Стада пасутся в открытой тундре, но под надзором человека и там, куда животных направят пастухи.

Поэтому массовый забой происходит только зимой, когда возможно перегнать все стада в одно место, и только раз в год. В лучшие годы общее стадо насчитывало 70 тыс. голов и хозяйства заготавливали до 200 тонн мяса. Правда, потреблялась оленина в основном на территории расселения самих же саамов, и даже для большинства жителей Мурманской области была продуктом скорее экзотическим, чем привычным. В начале 90−х годов прошлого века практически все мясо и вовсе стало импортироваться. В селе Ловозеро – саамском центре – свой убойный пункт на паях с местными бизнесменами построила шведская компания. Будучи монополистом, она принимала мясо у оленеводов на весьма жестких условиях. К примеру, с 2005−го по 2008 год закупочная цена не менялась и составляла 90−100 рублей за килограмм, тогда как в Европе – от 15 до 50 евро. Помимо проигрыша в цене, заполярные оленеводы лишались и государственной дотации, так как их продукция уходила за пределы страны.

В 2005 году региональные власти решили нарушить зарубежную монополию и закупили передвижной убойный пункт. Его установили в поселке Краснощелье, где базируется хозяйство «Оленевод». Однако из-за бюрократических проволочек с аттестацией и технических сложностей установка простаивала. Войти на этот рынок пытался и частный российский капитал: несколько лет назад одна из компаний закупила еще один передвижной убойный пункт и установила его в Ловозере. Саамы весьма охотно сдавали оленей на убой, но за два сезона работы компания не смогла полностью расплатиться с оленеводами и накопила значительные долги. Как объясняют чиновники из Комитета по сельскому хозяйству правительства Мурманской области, предприниматели не учли тот факт, что довольно крупные вложения долго окупаются. Ведь убойный пункт функционирует не больше одного месяца в году, а остальное время простаивает и не приносит прибыли.

Тем не менее даже такая не совсем удачная конкуренция заставила шведских владельцев закрыть свой убойный пункт в Ловозере. В итоге к нынешней зиме оленеводы оказались в ситуации, когда им просто некуда сдавать оленей, что грозило банкротством двум сельскохозяйственным кооперативам, которые являются работодателями для жителей нескольких сел и поселков.
Своими руками

Надо отдать должное областным чиновникам. Не дожидаясь социального конфликта, они выкупили передвижной убойный пункт у неудачливых российских предпринимателей и передали его хозяйству «Тундра» в Ловозере, а также провели давно назревшую аттестацию убойного пункта в Краснощелье. И этой зимой хозяйство «Оленевод» впервые забивает туши самостоятельно. «Конечно, пришлось вложить в этот пункт около 10 млн рублей. Однако это выгоднее, чем каждый год гонять стадо за 500−600 км на убойный пункт в Ловозеро. При таком перегоне олень теряет до 20 кг – это едва ли не шестая часть его веса, – рассуждает исполняющий обязанности руководителя предприятия „Оленевод“ Виктор Маягин. – В этом году мы получим и областную субсидию как сельхозпроизводители. Правда, всего по 6 рублей за килограмм мяса, тогда как в среднем по России эта цифра составляет 40 рублей, но любые деньги лишними не бывают».

В планах «Оленевода» – приобретение мобильного колбасного цеха. Однако пока кооператив не может выпускать готовую продукцию и вынужден сотрудничать с областными переработчиками мяса. Без трудностей не обходится: промышленники не готовы закупать оленину по 200 рублей за килограмм – такую цену хотели бы установить оленеводы, заложив в нее свои издержки и желаемую прибыль. Тем не менее «Оленеводу» удалось заключить прямые договоры с производителями и даже получить предоплату на проведение убойной кампании.

«Впервые в этом году наша компания закупает местную оленину. Раньше мы просто не могли ее закупать и более 10 лет работали на сырье, которое поставлялось с Ямала, – поделился исполнительный директор агрохолдинга „Мурманский“ Сергей Тупчеев. – Нам это выгодно, так как производители теперь находятся рядом. Местные кооперативы не несут такие большие транспортные издержки, как их коллеги из других северных регионов, но цена мяса для нас осталась примерно такой же – 140−150 рублей за килограмм. Ведь вырастить оленя на Кольском полуострове намного сложнее – он требует ухода, а это большие затраты. Да и само животное мельче, чем дикий олень на Ямале. Поэтому готовая продукция из оленины – а мы производим мясные деликатесы – объективно не может быть дешевой и массовой. Для агрохолдинга оленина – скорее нишевой продукт и в объеме производства занимает всего 2−3%. Но зато все продается исключительно внутри Мурманской области».

Во втором кооперативе – «Тундра» – ситуация иная. Хозяйство давно имеет собственный цех по переработке мяса. Правда, раньше продукция шла в основном за пределы региона. «Теперь оленина и копчено-вареные продукты из нее будут продаваться в Мурманске в специализированном магазине для региональных производителей и еще в двух-трех более мелких торговых точках. А также традиционно в Ловозере, Ревде и Оленегорске. Меньшую часть продукции, как и прежде, будем отправлять в Карелию и Москву», – говорит председатель кооператива «Тундра» Виктор Старцев.

Областное правительство поставило условие, что цена местного оленьего мяса в магазинах не должна превышать 200 рублей за килограмм – это ненамного дороже говядины и свинины. Правда, по мнению специалистов, так торговать смогут лишь сами хозяйства в собственных точках продаж или предприниматели, готовые пожертвовать прибылью ради того, чтобы добиться лояльности властей.
Восстановить поголовье

Но в целом, как считают эксперты, расчет чиновников на то, что при таких условиях большая часть оленины останется в Мурманской области, правилен. Кооперативы получили необходимые им производственные мощности, поэтому зарубежные посредники вряд ли смогут войти на ограниченный рынок региона. Самим же оленеводам хоть и заманчиво торговать в Европе по ценам в пять-десять раз выше российских, но практически невозможно. Только на получение всех разрешительных документов от Евросоюза ямальским производителям оленины потребовалось три года. При этом они вынуждены были открыть представительство в Германии, да и цену на мясо установить ниже рыночной. В данной ситуации мурманским кооперативам проще работать на региональном рынке, который вполне способен поглотить сравнительно небольшой объем производимой оленины.

«Наладив убой и сбыт продукции внутри области, мы видим главную задачу в восстановлении поголовья. Ежегодно оно сокращалось – в основном из-за браконьерства. И сейчас стадо на Кольском полуострове насчитывает около 56 тыс. голов, – рассказывает заместитель председателя Комитета сельского хозяйства Мурманской области Игорь Сопов. – Сейчас в регионе запрещена охота на оленя, но открыта охота на хищников, которые также негативно влияют на поголовье. Оснащение хозяйств собственными убойными и перерабатывающими пунктами также должно сыграть свою положительную роль. Мы рассчитываем, что наши меры позволят увеличивать оленье стадо на 3 тыс. голов ежегодно».

Правда, прирост не может быть бесконечным. Природные условия Мурманской области позволяют содержать не более 80 тыс. оленей. Поэтому оленина, хоть и должна стать более доступным продуктом, объективно вряд ли окажется мясом номер один для жителей региона.

Источник: expert.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее